Учителю

 Я надеюсь и искренне верю, что сайт будет интересен и опытным педагогам, и начинающим специалистам. Кроме того, призываю коллег поделиться своими профессиональными наработками, дабы создать единое образовательное пространство, предоставляющее максимальные возможности для обмена информацией, опытом, повышения профессионального уровня, для наиболее полного использования образовательного потенциала учителя в современном обществе. Я же, в свою очередь, размещу Ваши материалы на своем сайте, и они будут доступными для всех (с обязательным указанием авторства работы).

                                                                                                               
 Сценарий Масленицы 

                    Масленица— это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи

Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.

Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов.

Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать».

Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои (см. также стеношный бой), шумные пирушки.

Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

Празничные гуляния

Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит».

ПРОВОДЫ ЗИМЫ (первый вариант)

Сценарий на масленицу

Большой школьный спортивный, или актовый зал, или столовую, или библиотеку можно украсить чучелом Масленицы, праздничными газетами, шарами, лентами, накрыть столы с угощением и самоваром, разложить музыкальные инструменты.

Действующие лица
Ведущая
1-й скоморох
2-й скоморох
Зима, гости (шесть человек)

Ведущая. Здравствуйте, гости дорогие, приглашаем вас по старинному русскому обычаю справить Масленицу, проводить зиму-зимушку и встретить весну-красну.

Вбегают Скоморохи.

1-й скоморох. О-хо-хо, а-ха-ха! Смотри-ка, сколько кругом зевак собралось!

2-й скоморох. И чего народу дома не сидится, чего пришли?

1-й скоморох. Наверное, дома делать нечего, баклуши бить надоело, на печи бока отлежали, вот они к нам на блины и набежали.
Вон наша ведущая какие блины приготовила, круглые, румяные, с пылу с жару, так в рот и просятся. Не знаешь, по какому случаю такой пир горой?

2-й скоморох. Понятия не имею, но пахнут здорово и на солнышко похожи.

Ведущая. Я вам подскажу, что народ здесь не просто так собрался, а чтоб зиму проводить и весну встретить, веселые русские песни попеть да в игры поиграть.

1-й скоморох. Глядите-ка, кто к нам идет! Это же сама Зимушка к нам шествует.

Зима. Здравствуйте люди! Не надоела ли вам зима долгая? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напоропшть?

Скоморохи (вместе). Не нужно нам такой радости, промерзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждем не дождемся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?

Зима. Посмотрю, подумаю. Если рассмешите меня, позабавите, может быть, и уступлю место Весне.

1-й скоморох. Эй, ребята, давайте позабавим Зимушку. Выходите, смельчаки, удаль молодецкую покажите, силой померяйтесь.

Ведущая. В старину на Масленицу одной из забав было перетягивание каната, давайте и мы будем следовать традиции.

2-й скоморох. Кто сильнее из парней, выходи, не робей! Живо беремся за канат, тот, кто перетянет, будет рад. Он самым сильным станет и подарочек достанет.

Канат можно перетягивать как в индивидуальном зачете, так и командами.
Главное, чтобы силы участников были примерно одинаковы. За этим должны проследить взрослые помощники ведущей.
Скоморохи могут помогать участникам соревнований, а могут «дурачиться», изображая помощь.

Ведущая. А знаете ли вы, ребята, почему Масленицу назвали Масленицей? Этот праздник пришел к нам из далеких языческих времен, на этот праздник делали специальное чучело из соломы, которое наряжали в женскую одежду.
Всю неделю ее величали, блинами одаривали, в санях возили, развлекали.

1-й скоморох. Масленицу величаем, много чего обещаем: реки сметаны, горы блинов.

2-й скоморох. Только скорее б она приехала, веселая, задорная, разгульная, а не смирная.

Скоморохи (вместе). Прощайся, народ, с тоской, здравствуй, праздник мирской.

Ведущая. И вправду, Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси. Народ старался вволю накататься с гор, поиграть в снежки, поучаствовать в строительстве и штурме снежных крепостей, принять участие в кулачных боях. Предлагаю проверить вашу ловкость и сноровку в боях на воздушных шариках.

Скоморохи выносят воздушные шары, надевают детям на головы бумажные шапки, завязывают глаза. Задание — сбить шариком шапку с головы противника. Побеждает тот, кто первым собьет шапку.

Зима. Повеселили вы меня, давайте теперь проверим вашу меткость. Как вы за эти зимние месяцы научились снежки бросать?

Скоморохи выбирают двух участников соревнования и выстраиваются вместе с ними на линии «огня», на небольшом расстоянии от линии ставятся четыре ведерка (коробки или шляпы). Участникам дают по три теннисных мячика, их задача — попасть в ведерко.
Скоморохи показывают «чудеса» меткости.
Оцениваются только приглашенные игроки, побеждает тот, кто забросил большее количество шариков в емкости.

Зима. Смотрю я, что скоморохи зря зиму провели, в снежки не играли, с горы не съезжали. Наверное, погощу я еще у вас, снегом-морозом угощу, Весну не пущу.

Ведущая. Подожди, Зима, давай спросим у ребят, как они зиму провели. Ребята, снега для лыжных прогулок хватало всегда?

Дети (хором). Да!

Ведущая. С горок вы быстро съезжали всегда?

Дети (хором). Да!

Ведущая. Зимушка! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за каток и быструю лыжню.

1-й скоморох. А теперь уступи место Весне-красне. Она уж не за горами.

2-й скоморох. Поможет нам в этом Масленица.

Зима. И где же это ваша помощница?

Ведущая. Сейчас мы с вами сделаем Масленицу. Приглашаю смельчаков-умельцев ко мне в помощники.

Ведущая на глазах у детей вместе со своими помощниками мастерит куклу из соломы.
Можно сделать маленькую куклу, а затем вынести большое чучело, сделанное заранее.

1-й скоморох. Душа ль ты наша. Масленица, уста сахарные!

2-й скоморох. Тельце белое, сорочка шелкова, сапожки сафьяновы, красавица-королевна, дочка царская.

1-й скоморох. Коса длинная, лента алая, платок беленький, брови черные.

2-й скоморох. Прибывай к нам в гости, во широкий двор, будем на горах кататься, блинами объедаться.

1-й скоморох. Масленицу встречаем — зиму провожаем.

Ведущая. Давайте поможем Весне, встанем в кружок-хоровод и споем русскую народную песню.

Дети встают в хоровод и вместе со Скоморохами поют любую русскую народную песню (например «Как на тоненький ледок»).

1-й скоморох. Проведем соревнование на масленых пословиц знанье.

2-й скоморох. «Блин живота не расколет». Я первый, мне главный приз.

1-й скоморох. Нет, братец, погоди, блинком закуси. Мы ребят послушаем, а потом калачей покушаем.

Начинается конкурс на знание пословиц.
Конкурс проводится в форме аукциона. Каждый называет свою пословицу по очереди, выигрывает тот, кто называет последнюю пословицу. Можно предложить детям заранее подготовиться к этому конкурсу. Если дети затрудняются, ведущая может называть первую часть пословицы, а вторую договаривают дети.
Пословицы: «Без блина не Маслена»; «На горах покататься, в блинах поваляться»; «Не житье, а Масленица»; «Масленица-объедуха, деньгам приберуха»; «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить»; «Не все коту Масленица, будет и Великий пост».

Ведущая. Масленица длилась семь дней.

1-й скоморох. Первый день — «Встреча», Масленицу мы уже встретили. Переходим ко второму дню.

2-й скоморох. Второй день — «3аигрыш». Парни с девками с горочки катаются, познакомиться стараются.
Ну-ка, в круг выходи, частушки заводи.

Ведущая. В старину самым лучшим способом себя показать, других посмотреть было исполнение частушек. Кто самый смелый и талантливый?

Объявляется конкурс исполнителей частушек.
Конкурс частушек может быть тематический: на школьную тему, на тему зимы и Масленицы или любые частушки.

Например:
Не смотрите на меня, —
Глазки поломаете.
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.

На окошке два цветочка:
Голубой да аленький.
Я парнишка боевой.
Хоть и ростом маленький.

Ведущая подводит итоги конкурса.

1-й скоморох. Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро. Объявляется день третий — «Лакомка».

2-й скоморох. А чем лакомятся на Масленицу?

Дети (хором). Блинами!

Ведущая. Правильно. Давайте споем русскую народную песню «Блины»: «Как на масленой неделе со стола блины летели, и сыр, и творог - все летело под порог! Как на масленой неделе из печи блины летели. Весело было нам, весело было нам!»

Ведущая. А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Сковорода», в нее как раз играли на Масленицу.

В игре участвуют до десяти детей. Игроки встают в круг, держатся за руки, образуя хоровод. У самых ног игроков мелом чертят круг-сковороду. Все идут вдоль линии сковороды. Ведущая дает сигнал, все останавливаются и начинают тянуть соседей справа и слева на черту. Задача — заставить соседей переступить черту. Переступивший черту попадает на сковороду и «печется».
После чего все снова быстро идут вдоль черты по кругу. Побеждает тот, кто дольше всех не «испекся».

1-й скоморох. Четверг — день самый-самый масленый — «Разгул».

2-й скоморох. Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка! Расступись, народ, раззудись, плечо, будем силой мериться. Хотите посмотреть диковинного трехногого жеребчика? Сейчас увидите.

Проводится конкурс на ловкость. Выбирается несколько пар, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого).
Пара на «трех ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.
Выигрывает пара, прибежавшая первой.

Ведущая. Не устали еще веселиться? Может, дадим голове потрудиться? Прочитаю вам загадки, а вы готовьте мне отгадки.

Ведущая загадывает загадки на зимнюю и весеннюю тему. Загадки можно найти свои собственные или воспользоваться нашими.
Стоял я посреди двора, где веселилась детвора, но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снеговик)
Утром ранним не спеша надуваю красный шар, а как выпустят из рук — станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
Без рук, а на стекле рисует. (Мороз)

Поскольку Масленица праздник языческий, древний славянский, можно, как элемент, ввести в сценарий викторину на знание славянских традиций, обычаев, обрядов.
Нужно сформировать команды и предложить им вопросы. Кто первым ответил на вопрос, тот и получает очко.

1. Откуда пошло выражение «Что на роду написано, того не миновать?» (Род — бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение «Что на роду написано».)

2. Откуда пошли выражения «Чур, меня!», «Чур, мое!», «Чур тебе на язык!»? (Чур — божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!», т. е. «Чур, меня!». Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: «Чур, мое!» Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: «Чур тебе на язык», и злое пожелание не сбудется.)

3. С именем какого славянского бога связано выражение: «После дождичка в четверг?» (Перун — бог грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели — четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

4. В каких духов верили древние славяне?
(Болотник — дух болота, живет в большом доме с женой и детьми. Заводит людей в трясину.
Болотница — дева-утопленница. Живет на болоте, очень красива. Она обольщает людей и топит их в трясине.
Кудияр (Чур) — особый дух, охраняющий спрятанные в земле сокровища и клады.
Дворовой — покровитель двора мужского пола. Клетник — дух, живущий в кладовке. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место.
Луговой — дух лугов, помогает косить траву.
Моховой — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху. Наказывает тех, кто собирает ягоды во внеурочное время.
Овинник — дух, живущий в овине. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник наказывает его пожаром.
Полевой — дух полей. Ему приносили жертву в виде яиц и молодых петухов. Он появляется в облике старца в белых одеждах. Помогал усердным и наказывал ленивых.
Ржаница — дух, живший на полосах ржи. Из вредности может сплести несколько колосьев ржи, и тогда поле считается проклятым. Спасти урожай может человек, решивший ценой собственной жизни спасти рожь.
Хлевник — дух, живущий в хлеву. Он следит за скотом и поддерживает порядок в хлеву.
Леший — дух леса.)

5. Как задобрить Лешего? (Поблагодарить за грибы, ягоды, оставить на пеньке пирожок, блин.)

6. Почему древние славяне считали недопустимым здороваться или передавать что-либо через порог? (Древние славяне считали, что это — граница избы, между мирами своим и чужим, обжитым и необжитым.)

7. Где в доме живет домовой? (За печкой.)

8. Назовите древних славянских богов.
(Перун — бог грозы в Древней Руси. Его считали покровителем воинов.
Белбог — бог, живущий на небесах и управляющий ими. Старец с длинной седой бородой в белой одежде с посохом в руке.
Белес — бог скотоводства и богатства.
Зембог — бог земли.
Дидилия — богиня деторождения.
Макошь — богиня, покровительница женских работ, прядения и ткачества.
Огонь, другое название Сварожич, — бог огня.
Морозко — бог зимы и холода.
Даждьбог (Хорс) — бог солнца.)

Примечание: выигрывает тот, кто назовет бога последним. Дополнительные очки можно давать за описание внешнего вида, каких-то особенностей божества.)

9. У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец. (Хоровод. Танцующие образуют круг — символ Солнца и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

Викторину можно завершить совместным хороводом.

1-й скоморох. Пора пятницу объявлять.

2-й скоморох. День пятый — «Тещины вечерки». В гости к зятьям на блины тещи жаловали.

Ведущая. Ребята, а вы знаете, кто такая теща, кто такой зять? Давайте попробуем разобраться, кто кому кем приходится. Кто такой тесть, кто такая золовка, кто такой деверь, кто такой свекор, кто такая свекровь, кто такой кум?

Дети отвечают на вопросы ведущей.

Ведущая. Молодцы, хорошо разбираетесь в степени родства. Переходим к следующему дню Масленицы.

1-й скоморох. Шестой день — «Золовкины посиделки».

2-й скоморох. В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков.

1-й скоморох. Мы тоже можем одарить тех, кто принял в нашем празднике самое активное участие.

Во время всех конкурсов и заданий победителям даются маленькие картонные блинчики-жетоны, в конце праздника количество жетонов подсчитывается, и выявляется победитель.

Ведущая. Заканчивалась Масленица Прощеным воскресением. Все просили друг у друга прощения, а затем сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с Зимой.

Зима (которая все это время наблюдала за происходящими событиями). А может, передумаете еще? Зачем вам эта Весна, со мной вон как весело, снежно, морозно, свежо!

1-й скоморох. Нет, Зимушка, прошла твоя пора.

2-й скоморох. Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились! Наступил твой час, уходи от нас!!!

Ведущая. Ну, что ж, ребята, пришла пора Зиму провожать — Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова, которые давным-давно произносили славяне.

Дети (хором). Масленица-обманщица, до поста довела — сама удрала! Масленица, воротись, в новый год покажись! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!

Скоморохи уносят чучело Масленицы из зала, за ними выходит Зима.

Ведущая. Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару.

После всего можно выйти на улицу и по-настоящему сжечь чучело Масленицы. Поводить вокруг большого костра хоровод или просто погулять всем вместе.

Поверх уличной одежды можно надеть цветные шали или расшитые жилетки.





ПРОВОДЫ ЗИМЫ (второй вариант - на улице)


Сценарий на масленицу

Масленица традиционно празднуется на открытом воздухе. Предлагаем вам сценарий проведения такого мероприятия.

Не обязательно делать инсценировку, игры на свежем воздухе тоже помогут провести этот праздник весело.

Вам понадобятся два взрослых, которые и будут массовиками-затейниками. Они будут привлекать детей и взрослых во всевозможные конкурсы, будут направлять веселье в нужное русло. По ходу праздника они могут импровизировать, менять задания, добавлять свои собственные тексты. Однако список развлечений и конкурсов должен быть составлен заранее, чтобы не возникало досадных пауз и недоразумений.

Дальше по сценарию мы будем называть их скоморохами. Главное — учитывать, что мероприятие проходит на улице, значит, статичные конкурсы необходимо чередовать с подвижными, чтобы дети и взрослые не успели замерзнуть.

Действующие лица
Скоморохи
Весна

Скоморохи. Не хочет зима уходить, ишь какой морозец знатный! Чтобы нам не замерзнуть, давай поиграем.

Проводятся подвижные игры.
Лабиринт

Эта игра потребует усилий всех, взрослые с удовольствием вспомнят детство, а малыши с радостью будут возиться в снегу. Заранее выберите место для будущего лабиринта. Начертите выбранную вами схему снежного сооружения (квадрат или круг — самая удобная форма) с двумя выходами на противоположных сторонах.

Первым делом выкладываются из снега внутренние перегородки лабиринта, затем от центра к краям — стены. Обратите внимание на высоту стен, они не должны быть выше 1 м (на тот случай, если кто-то заблудится, его легко будет обнаружить в ходах лабиринта). Ширина ходов должна быть удобной для продвижения детей и взрослых (80—100 см). Если лабиринт сооружается в заснеженной местности, где вдоволь снега, можно просто вынимать снег лопатой, укладывая его по сторонам ходов.

Другой вариант: не строить, а протоптать на площадке запутанные ходы.
Для того чтобы усилить интригу, можно разделиться на команды и разложить внутри лабиринта флажки разных цветов по числу игроков (по цветам команд).
Побеждает та команда, которая соберет наибольшее количество флажков быстрее всего.
Тир Деда Мороза

Какая же зима без игры в снежки? На свежем морозном воздухе нет лучшей забавы азартной, согревающей. Установите на площадке мишени для метания снежков. Самый простой вариант — деревянные щиты размером 1 х 1 м с начерченными на них несколькими окружностями диаметром 30, 60 и 90 см (можно сделать их в виде чучела Масленицы или Снеговиков или просто наклеить на щит изображения из плотного картона или нарисовать на щитах). Щиты можно врыть в землю на столбах, повесить на стену или на забор. Если нет возможности сделать мишени, их просто можно нарисовать на глухой стене дома или заборе. Побеждает самый меткий.
Снежная горка

На масленую неделю никак не обойтись без катаний с горки. Построить ее довольно просто, главное, чтобы было побольше места. Можно построить горку для самых маленьких пониже и для взрослых — покруче (разница между уровнями старта и финиша должна составлять 3—5 м). Главное — учесть, что угол горки по длине в 3—4 раза больше ее высоты.
Для удобства ширина спусковой площадки и ледяной дорожки должна быть не менее 1 м, если с горки будут спускаться на санках, ширина должна быть не меньше 1,5 м. Строительство горки требует предварительной подготовки, заранее во время оттепели скатайте вместе с детьми снежные шары и соберите их в кучу. Строительные блоки готовы. Теперь нужно утрамбовать снег ногами (тут не обойтись без помощи детей) или лопатой. Лишний снег нужно срезать, он пойдет на строительство ограждения-барьера и лесенки. Теперь необходимо залить горку холодной водой (чтобы не появились проталины). Если есть время и желание, можно построить «американскую» снежную горку с поворотами, промежуточными подъемами и спусками, декоративными арками.

Правила игры просты, побеждает тот, кто проедет дальше всех.
Можно усложнить задание. Каждый съезжающий должен держать в руках пластиковый стаканчик с водой.
Побеждает тот, кто дальше всех съедет, не расплескав ни капли. Вместо стаканчика с водой можно предложить проехать с книжкой или снежком на голове.
Можно, съезжая с горки, метнуть в мишень снежок, прокричать на спуске скороговорку или отгадать загадку. Фантазия здесь ничем не ограничена, главное условие — безопасность детей. Никаких острых, бьющихся, колющих предметов.
Масленая карусель

Эта забава пришла к нам из старины, до сих пор она как аттракцион пользуется большим успехом у детей. Необходимо найти столб, в его верхний конец вбивается металлический стержень длиной 70—80 см (подойдет обыкновенный лом). На стержень надевают колесо, к которому прикрепляют (можно прикрутить проволокой или прибить гвоздями) длинные шесты. К этим шестам привязывают санки. Санки должны будут катиться по дорожке, которую нужно заранее расчистить от снега и залить водой. Для такой забавы лучше подойдут широкие санки или скрепленные по двое. Снег вокруг столба нужно посыпать песком, чтобы не скользили те, кто будет раскручивать столб, лежащий на земле. Конечно, такая забава возможно только там, где есть крепкие мужчины. Здесь без участия пап не обойтись.
Скользкий столб

Это еще одна старинная масленая забава, которая будет интересна и сегодня. Ставится высокий столб, который обливается холодной водой, чтобы он заледенел. На столб, как на елку, подвешивают подарки на разном расстоянии друг от друга. Задача игрока — влезть на скользкий столб и добраться до подарков.
Кто что достал, тот то и получил. Побеждает самый сильный и упорный, тот, кто добрался до самого конца и достал самый ценный приз.
Метание метелок

Замечательно это соревнование на свежем воздухе, веселое и простое: это первенство в метании метлы на дальность. Для такой забавы нужно взять несколько метелок без древка. Какая же зима без дворника с метлой, расчищающего снег? Проводим соревнование на звание Почетного дворника. Побеждает тот, кто дальше всех бросит метелку или собьет снежную фигурку.
Метелка-тройка

Какая Масленица без катания на тройках? Только вот в городе сейчас живая лошадь — большая редкость. Ничего, лошадку можно заменить обыкновенной метелкой. На ровной площадке соорудите цепочку из снежных шаров (можно заменить их кеглями). Задание — проскакать (пробежать) верхом на метле по дорожке, не сбив ограждений. Побеждает тот, кто собьет меньше всех.
Парн?я

После забав на свежем воздухе хорошо попариться в баньке. Вы пока домой не торопитесь, но банька не помешает. Предлагаем старинную русскую забаву — банным сухим веником «попарить» противника. Главная задача — как можно быстрее оббить о противника веник. Позаботьтесь о безопасности, во время поединка на лицах игроков должны быть защитные маски (например хоккейные).

Итак, праздник продолжается. Появляются Скоморохи.

Скоморохи.

К нам, сюда! Собирайся, народ!
Сегодня вас интересное ждет!
Игры, забавы, веселье и смех,
Праздника хватит у нас для всех.

Давайте, дети, дружно, хором позовем весну-красну.

Взрослые вместе с детьми и Скоморохами зовут весну.

Все.

Весна, весна-красна!
Приди, весна, с благостью,
С великой радостью:
С солнцем теплым,
Урожаем обильным.
Дождем поливным,
С цветами красивыми,
С дарами обильными!

Появляется Весна с приветствием
(текст, сопровождающий ее появление, может быть любым).
Весна предлагает детям и взрослым отгадать загадки о Весне, птицах и животных.

Детей и взрослых можно заранее разделить на команды, а можно каждому отгадывать по очереди.

Загадки
Из оконца в оконце — золотое веретенце. (Солнечный луч)
С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Без языка, а говорит. Без ног, а бежит. (Ручей)
Старый дед, ему сто лет, мост намостил. Пришла красна, весь мост разогнала. (Мороз и весна.)
Что не сеяно весной родится? (Трава)
Маленько, зелененько все поле покрыло. (Весенний луг.)
Матушкой весной — в платьице цветном, матушкой зимой — в плаще белом. (Поле)
Начали братцы из люльки выбираться. На землю упали — зелеными стали. (Прорастающее зерно.)
Летом ходит без дороги возле елок и дубов, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

Примечание. Не забывайте, что праздник проводится на улице, значит, дальше проводится игра.

Скоморохи. Э-ге-гей, честной народ, напрягали мозги — теперь напряжем мышцы! Предлагаем устроить бег в мешках.

В соревновании могут участвовать как отдельные игроки, так и команды.

Примечание: пока происходит раздача инвентаря, деление на команды, объяснение правил игры, один из скоморохов читает импровизированную зазывалку.

Скоморох.

Вот забава, так забава.
Еше такого не бывало.
Сложно пробежать без ног,
Ноги спрятаны в мешок.
Кто окажется ловчее,
За наградой все скорее.

Весна. Разогрелись? Давайте теперь сделаем передышку и вспомним песни о зиме, весне и, конечно, о Масленице.

Примечание: играть можно так: называть по строчке из разных песен или по принципу игры в «Города», т. е. последующая строчка должна начинаться с буквы, на которую заканчивалась предыдущая строчка.

Скоморохи. А теперь предлагаем вам испробовать забаву наших предков — прогулка на ходулях.

Эх, забава так забава!
Посмеетесь вы на славу,
Превратитесь в журавля.
Помогу вам в этом я!

Примечание: можно устроить поход на ходулях на скорость, кто быстрее доберется до финиша.
Можно просто предложить всем желающим попробовать свои силы. Проводится конкурс.

Весна. Как мы узнаем, что весна пришла?

Дети. Ручьи бегут, солнышко греет, птицы прилетают.

Весна. Верно, с юга птицы прилетают, снеговые груды тают. Давайте поиграем в «птичью игру» — «Воробьи и вороны».
Воробьи и вороны

Правила игры: игроки делятся на две команды - «воробьев» и «ворон». Ведущая произносит: «Воробьи!», участники этой команды ловят «ворон». Внезапно ведущая произносит «Вороны!», и все происходит наоборот, «вороны» ловят «воробьев». Игра динамичная, не нужно ее затягивать, главная цель — согреться, получить заряд бодрости.

Скоморохи. А вот есть такая птица, про нее Борис Заходер еще писал, может, кто вспомнит? (Если дети вспоминают это стихотворение, они его декламируют, если нет. Скоморохи подсказывают).

До чего красив павлин, у него порок один.
Вся павлинья красота начинается с хвоста.

Внимание-внимание, предлагаем соревнование «Павлиний хвост».
Павлиний хвост

К талии участника прикрепляется веревочка (можно прикрепить веник), один конец которой свисает до самого пола. На земле из кеглей или пластиковых бутылок выстраивается змейка. Задание — пройти между, не сбив «хвостом» ни одного предмета. Побеждает тот, кто первым и быстрее доберется до финиша.

Скоморохи. Взрослым забава, а малышам? Ну-ка. крошки, подходите, поучаствовать хотите? Игра для самых маленьких «Подснежники».
Подснежники

Заранее заготавливают бумажные цветы, можно использовать маленькие пластиковые разноцветные бутылки вместо цветов.
На заснеженной полянке разбрасывают вырезанные из бумаги цветочки, это первые весенние цветы — подснежники. Вьппрывает тот, кто соберет больше всего подснежников.

Весна. А теперь приглашаются папы и мамы, устроим перетягивание канатов. Эта старинная масленичная забава.

Примечание: устройте несколько турниров. Первыми выступают только мамы, вторыми папы, а затем можно устроить соревнование семейных команд.

Скоморохи. Еще такого не бывало! Соревнование на метелке. Из березы или елки? Это сказки или быль? Ведьмы поднимают пыль?
Гонки на метелке

На снегу рисуется длинная полоса — трасса, вдоль нее расставляются змейкой пластиковые бутылки, участники (можно целую семью усадить) садятся верхом на длинные метлы и бегут к финишу.
Примечание: если метелки найти проблематично, замените их на веники или лопаты для расчистки снега.

Весна. Какие проводы зимы без катания на тройках с бубенцами? Предлагаю всем желающим папам превратиться в лошадок.

Примечание: пап запрягают в санки, для большей правдоподобности на шею им надевают колокольчики, малыши в санках должны помогать папам, изображая ржание. Побеждают те, кто первым добрался до финиша.

Весна. Молодцы, лошадки! Давайте теперь отдохнем и вспомним сказки и фильмы про зиму, весну и Масленицу. copyright - http://sc-pr.ru Главное — без слов, только жестами, изобразить название и содержание. Победителем окажется тот. кто лучше всех изобразит. Мы его выберем все вместе. А вторым победителем окажется тот, кто больше всех отгадает.

Примечание: перед показом любой желающий должен тихонько сказать Весне, какой фильм или сказку он загадал.

Скоморохи. У японцев есть сумо, а у нас свои забавы. Приглашаем к участию в старинное русской забаве «Петушки».
Петушки

Выбирается ровная площадка, на которой чертят круг. Участников игры делят на пары согласно возрастной и весовой категории. Первая пара входит в круг, прыгая на одной ноге и придерживая рукой другую, игроки должны вытолкнуть соперника из круга. Внимание толкаются не руками, а только плечами. Вытолкнутый из круга выбывает из игры.
В круг входит следующая пара игроков, затем победители соревнуются между собой. Выигрывает последний победитель.

Скоморохи. А теперь маленький народ приглашаем к дереву сладостей и на ленточную карусель.
Дерево сластей

Это детский вариант традиционной масленой забавы, но вместо высокого гладкого шеста сласти развешиваются на ветвях дерева. Задача малышей — подпрыгнуть и достать подарок. Испытание можно усложнить, например предложить в прыжке зубами откусить бублик или пряник.
Ленточная карусель

Эта забава тоже напоминает старинную русскую забаву для взрослых. В снег втыкается длинная палка или шест. К шесту так привязываются яркие ленты, чтобы они легко скользили и вращались на палке, но не спускались к земле. Каждый ребенок выбирает свою ленточку и бежит друг за другом по кругу.
Примечание: рядом с каруселью должен находиться взрослый, чтобы у детей не закружилась голова.

Весна. Ну что, гости дорогие, поиграли, повеселились? Не пора ли нам блинков отведать, узнать какая хозяйка лучше всех справилась.

Примечание: заранее договоритесь с друзьями и гостями, чтобы каждая семья представила на дегустацию блины. Заготовьте таблички с фамилиями хозяек. Перед дегустацией имена хозяек должны быть скрыты. Каждому отведавшему блины выдается один фант, которым он может проголосовать только один раз за понравившиеся ему блины.
Возле каждого блюда с блинами нужно поставить миску или коробочку, куда будут складываться фанты. В самом конце дегустации подсчитывается количество фантов, и побеждает хозяйка, получившая больше всего фантов.

Какая Масленица без горячего пышущего жаром самовара? Весьма кстати на свежем воздухе окажется сбитень, традиционный русский напиток. Приготовить его очень просто. Завариваются мята, зверобой (подойдут любые душистые травы) со специями (корицей, гвоздикой), добавляется мед. Употребляется напиток только в горячем виде.

Весна. Не пора ли, гости дорогие, прощаться с Зимой, с Масленицей? Пусть стужа лютая дорогу солнышку теплому уступит, пусть вместо снега на полях зазеленеет травушка-муравушка. Пусть вместо воя вьюги звенят капели и журчат ручьи.

Скоморохи. С зимой расстаться нам пора, погреемся мы от костра. Так наши предки поступали, когда кострища разжигали.

Сжигание Масленицы

Дрова для костра нужно заготовить заранее, костер должен быть высоким, чтобы в нем сгорело чучело Масленицы. Помогать в сборе дров для костра могут дети, но только под контролем взрослых. Нужно помнить о безопасности малышей, объяснить заранее правила поведения у костра и быть возле них.

Дети и взрослые берутся за руки и водят хоровод вокруг костра со словами:

Уходи, Зима! Прощай, Масленица! Здравствуй, Весна!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Прощай, Масленица!
А на следующий год опять приезжай!

Скоморохи. Всем с детства знакома сказка «Снегурочка», написанная А. Н. Островским. Лесные жители-берендеи провожали Масленицу словами, которыми хотелось бы закончить наш праздник:

Прощай, честная Маслена!
Коль быть живым, увидимся.
Хоть год прождать,
Да ведать-знать, что Маслена придет опять.

Для самых смелых и отчаянных предложите последнюю масленичную забаву — прыжки через костер. Делать это можно после того, как костер станет пониже. Крохотный костерок можно сделать для самых маленьких, но прыгать через костер нужно вместе с ними, держа за руку.







Сценарий классного часа "Твори добро!»

Цели и задачи:
1.      Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».
2.      Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.
3.      Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
4.      Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
5.      Привить основы нравственного поведения.
Форма проведения: дискуссия.
Оформление и оборудование:
1.      Эпиграф к классному часу.
2.      Запись песни «Твори добро» (Шура).
3.      Компьютерная презентация «Твори добро».
4.      Инсценирование «Две матери»

Участники: учащиеся 8-А класса.
Подготовительная работа:
1.      Проведена работа по обработке материала, опубликованного в газетах и журналах.
2.      Подбор пословиц, поговорок и притч, соответствующих теме классного часа.
3.      Создание презентации.
Подготовительная работа:
1.      Приветствие. Целеполагание.   
2.      Понятия «добро» и «зло».  
3.      Народная мудрость.
4.      Пословицы недаром молвятся…
5.      Инсценирование «Две матери»
     6.    Заключение. Подведение итогов.

Ход классного часа:
1.     Приветствие. Целеполагание.    (сл. 1)
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте! Что особого мы тем сказали друг другу?
Просто здравствуйте, – больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
ЗДРАВСТВУЙТЕ! Это слово всем нам известно с детства. Задумываемся ли мы о том, что оно обладает большой, поистине чудодейственной силой?
Ведь именно с  помощью этого слова можно в один миг разогнать льдинки недоверия между людьми и там, где только что царило непонимание и страх, посеять зерна теплого чувства!         Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.
Так ли это?
Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера. Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.
 И сегодня я предлагаю вам поговорить о доброте, о добре и добрых поступках.
Тема нашего классного часа: «Твори добро! »(Слайд1)

2. Воспользуемся толковым словарем Ожегова.
ДОБРОТА – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро…
ДОБРЫЙ – соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек…
Добрые глаза. Добрая душа. Он добр ко мне. Добрый молодец. Добрая традиция. Доброе старое время. Оставить добрую память. Осталось добрых десять километров пути. Добрый малый…
3. Много замечательных слов о добре и доброте сказано великими людьми (слова на доске). Давайте вспомним некоторые народные пословицы, связанные с темой нашего разговора:
 «Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём», «Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».
Слово учителя:
Вы обратили внимание, что рядом с добром часто употребляется зло. Добро всегда противодействует злу, борется с ним.
Чего же больше в людях: добра или зла?
Перед вами конверты с жетонами, символизирующими добро и зло. Подумайте и выберите соответствующий вашим убеждениям жетон. (Жетоны собираются и кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно чего же больше в людях добра или зла).
 А сейчас послушайте притчу.
Слух о мудрости одного из философов разнесся далеко за пределы его родного города, и люди из дальних мест стали приходить к нему за советом. Тогда один позавидовал его славе. Он поймал бабочку, поместил ее межсомкнутых ладоней и отправился так к философу.
– Спрошу у него, какая бабочка у меня в руках, – решил он, – живая или мертвая? Если скажет, что мертвая, я открою ладони, и бабочка улетит. Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда все поймут, кто из нас умнее… И все действительно поняли.
– Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? – спросил завистник, добравшись до философа.
Все в твоих руках, – ответил ему философ.
Как вы поняли смысл притчи?(человек творец добра и зла)

Неслучайно народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце». Солнышко озаряет всех своими лучами. Так и от добрых людей мы можем ощутить такие качества, как… (внимание, теплота, заботливость, отзывчивость, взаимовыручка, сострадание…).

Когда-то очень давно, в самом начале нашего века, известный музыкант-органист, писатель, доктор философии и богословия Альберт Швейцер, к величайшему изумлению знакомых в 30 лет поступает на медицинский факультет, прилежно изучает терапию, хирургию, травматологию. Получив диплом врача, он вместе с юной и прилежной женой уезжает в центральную Африку, в Габон, туда, где больше всего страданий и невежества. На средства, полученные от своих концертов, книг, лекций, он строит больницу. Он много работал, шестьдесят лет: лечил, облегчал боль, возвращал радость (только у него в больнице прокажённые, люди, обречённые судьбой на одиночество, жили полной жизнью, работали, растили детей). Глубоко уважали и почитали его люди, слагали о Швейцере легенды.
Давайте вслушаемся в обращение к нам из его книги «Благоговение перед жизнью».
Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть немного в твоём участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от обстоятельств.
Давайте задумаемся над вопросами героя стихотворения Александра Яшина:
Ученик:
 «Чьё сердце смягчил?
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу на торную вывел?»
Слово учителя:
Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то вовремя помог в самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.
Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или услышали о людской доброте и не забыли.
«Добрый поступок»:
Рассказы учащихся:
Слово учителя:
Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери - гласит старинное украинское изречение. В нём большая мудрость народной педагогики. Невозможно воспитать человечность, если в сердце нет доброты к самому близкому и дорогому человеку - матери, отцу, дедушке, бабушке.
Не выдерживает материнское сердце, сгорает от горя и обиды, если вырастают недобрые, неблагодарные дети.

Инсценирование «Две матери»

Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость - неотвратима, смерть - неумолима, перед этими несчастьями, никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня.
И это зависит не только от нас, родителей, но и от вас самих - детей. Умейте чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Не приносите тревог, огорчений, обид. Не допускайте, чтобы жизнь родителей была отравлена вашим позорным поведением. Помните, что раннюю старость и болезнь нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Когда болит сердце, за вас дети, седеют волосы. Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от обидных слов заживает, но глубокий след оставляет.
Будьте добрым сыном, доброй дочерью до самой старости.
Умейте чувствовать сердце матери, умейте видеть в ее глазах мир и покой, счастье и радость, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение. Если ты не научишься видеть в глазах матери ее душу, ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.
Слово учителя: Мы живём в коллективе, коллектив не любит недоброжелательных людей. Надо уметь чувствовать, уметь видеть по-доброму окружающих вас одноклассников, уметь желать добра.
Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека. Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека, с которым ты соприкасаешься. Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя
значит тебе надо ещё много, очень много учить, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие.
Сегодняшний разговор дает каждому возможность задуматься: а что лично я могу сделать для того, чтобы мир изменился к лучшему? Да, простой человек, не обладающий ни властью, ни большими деньгами, не может повлиять на изменение политической, экономической, экологической ситуации в стране. Однако он может именно теперь, сейчас, когда так обнаружилась борьба между добром и злом, встать на сторону добра. И для этого нужно сделать одно – полюбить ближнего своего. Ближний – это не только родной, знакомый, друг, но и вовсе незнакомый человек, и ему, может быть, живется сегодня хуже, чем тебе. Если представить себе, что каждый так поступит, то возникает растущий с каждым днем круг людей, объединенных не только желанием делать доброе дело, но и творящих добро.
Цветаева говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла. Надо стоять, взявшись за руки, в круговой поруке добра, а цепочку зла обрывать на себе, не пускать его дальше по кругу.
Целый свод нравственных норм дает Библия. Закон Божий есть основа нравственной жизни. Существуют заповеди нравственного воспитания.

Заповедь первая:
- Ты живешь среди людей. Существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Желай так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Заповедь вторая:
- Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Плати им за это добром.

Заповедь третья:
- Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя жить. Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идешь на работу.

Заповедь четвертая:
- Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя.

Заповедь пятая:
- Не будь равнодушным ко злу.  Борись против зла, обмана, несправедливости, против тех, кто обкрадывает общество, причиняет зло другим людям.

3.Лидия Татьяничева говорила: «Делать людям добро – хорошеть самому».
- Как вы понимаете слова «хорошеть самому»? Значит ли это, что надо быть хорошим человеком, делать то, что нравится людям?

Слово ученику
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
давайте воевать за доброту!
2.
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей, делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на Земле.
3.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнесли в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

Ю. Друниной «Стираются лица и даты…».
  Стираются лица и даты,
                Но всё ж до последнего  дня
                Мне помнить о тех, что когда-то
                Хоть чем-то согрели меня.
                Согрели своей плащ-палаткой,
                Иль тихим шутливым словцом,
                Иль чаем на столике шатком,
                Иль попросту добрым лицом.
                Как праздник, как счастье, как чудо
                                Идёт Доброта по земле.
                                И я про неё не забуду,
                                Как я забываю о зле…


-         Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»
1)      У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2)      Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3)      Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4)      Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5)      Любите ли вы злые шутки?
6)      Вы злопамятны?
7)      Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8)      Умеете ли на практике применять свои способности?
9)      Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10)  Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11)  Вы охотно выполняете просьбы?
12)  Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Результаты анкеты
      А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
      Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
           От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
            Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

2.      Заключение.
    Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.                                                                                                                          Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1)      Помогать людям.
2)      Защищать слабого.
3)      Делиться последним с другом.
4)      Не завидовать.
5)      Прощать ошибки другим.
         
            ПОМНИ:    Попробуй не наступить, а уступить.
                                  Не захватить, а отдать.
                                  Не кулак показать, а протянуть ладонь.
                                  Не спрятать, а поделиться.
\                                 Не кричать, а выслушать.
                                  Не разорвать, а склеить.
       
            ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
           И ЕЩЁ ПОМНИ:
           Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
           Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.



























Комментариев нет:

Отправить комментарий