олимпиады 6-11классы



Первый этап Всероссийской (школьной) олимпиады  по МХК 2012-2013 учебный год
10класс
                                            


1.     Что по-гречески  означает слово «театр» ?  (3 б.)
2.      Кому посвящались первые театральные  представления в Древней  Греции ? (3б.)
3.     По-гречески «трагедия» означает «песнь козлов», а слово «комедия» происходит от  слова «комос» - веселое шествие. Чем объясняются эти названия ? (3б.)
4.     Почему государство в Афинах  выдавало деньги  для покупки входных билетов в театр беднейшим гражданам ? (3б.)
5.     Назвать три части древнегреческого театра. (3б.)
6.     Назвать четырех корифеев античной драмы (4б.)
7.     Чем отличается икона от портрета ? (5б.)


    8. Соотнесите авторов XVIII столетия и их произведения . Установите их национальность 
О.Бомарше                                1. «Натан Мудрый»
 Д.Свифт                                   2. «Новая Элоиза»
 Г.Э.Лессинг                             3. «Путешествие Гулливера»
 Ж.Ж.Руссо                               4. «Безумный день или женитьба Фигаро»(8б.)

   9.Перед Вами ранний и поздний автопортреты известного голландского художника первой половины XVII столетия. Как звали этого художника (3б.)
 

Автопортрет (поздний)
Автопортрет (ранний)   
                                                                        




10.Соотнести имена и фамилии : (9б.)

1
Даниель
а
Свифт
2
Джонатан
б
Бомарше
3
Пьер Гюстен  Карон
в
Дефо
4
Фридрих
г
Гете
5
Иоганн Вольфган
д
Шиллер
6
Иоганн Себастьян
е
Моцарт
7
Вольфган Амадей
ж
Бетховен
8
Людвиг
з
Бах



1
2
3
4
5
6
7
8












11. Напишите мини-сочинение – эссе, взяв в качестве эпиграфа одно из следующих высказываний.
 «Архитектура – это застывшая музыка»
Берлиоз
 «Я вижу сердцем так же, как и глазами»
К. Коро
 «У художника две цели: человек и проявления его души»
Леонардо да Винчи

10 баллов


Всего-54 балла



Первый этап Всероссийской (школьной) олимпиады  по МХК 2012-2013 учебный год
9класс



Часть А. Тестовые задания

А1. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.
1.      Лувр, Колизей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.
2.      Дорический, коринфский, ионический, спартанский.
3.      Ваяние, зодчество, литье, резьба.
4.      Голубой, зеленый, синий, желтый.
5.      Гравюра, офорт, рисунок, эстамп.
5 баллов
А2. Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусков.
1. М__за__ка – изображение, выполненное из цветных камней, цветного непрозрачного стекла (смальты), керамических плиток.
2. М__р__нист – художник, изображающий морские пейзажи.
3. __кслибр__с – книжный знак, указывающий владельца.
4. __кв__рель – техника живописи и графики, использующая прозрачные водорастворимые краски.
5. К__рам__ка – посуда и другие изделия из глины.
5 баллов

А3. Многие современные искусствоведческие термины ведут свое происхождение из иностранных языков. Определите слово по его первоначальному значению.
1.      __________________ – «царский дом».
2.      __________________ – «поднимаю».
3.      __________________ – «созвучие».
4.      __________________ – «храм всех богов»
5.      __________________ – «современный».
5 баллов
А4. Установите соответствие между описаниями и названиями памятников архитектуры Челябинска.
1.      Огромный купол здания основан всего на 4 точки опоры.
2.      Самое вместительное сооружение, рассчитанное на 2 тыс. зрителей.
3.      Синий купол является украшением реки Миасс.
4.      Фасад украшен чугунными «кружевами».
5.      Фасад здания украшает фронтон и колоннада
А) дворец спорта «Юность»; 
Б) драматический театр; 
В) театр оперы и балета;
Г) торговый центр; 
Д) цирк
5 баллов
А5. Соотнесите рисунки и названия памятников древнерусского зодчества:
1.      Благовещенский собор Московского Кремля.
2.      Покровский собор в Москве.
3.      Успенский собор Московского Кремля.
4.      Храм Покрова на Нерли.
5.      Церковь Вознесения в с. Коломенском.
А)

Благовещенский собор в Кремле  Б) Вознесения в селе Коломенском  В) Покрова на Нерли
Г) Покровский собор в Москве  Д) Успенский собор в Кремле

5 баллов

А6. Соотнесите имена художников и жанры изобразительного искусства
1.      Батальный.
2.      Бытовой.
3.      Исторический.
4.      Мифологический.
5.      Пейзаж.
А) А.А.Верещагин;
Б) В.И.Суриков;
В) И.И.Левитан;
Г) В.А.Серов;
Д) А.Г.Венецианов
5 баллов


Часть Б. Задания с кратким ответом







Б1. Вспомните официальные символы российского государства. Подумайте, какие элементы российского герба символизируют победу добра над злом, единство и независимость нашей страны? Как вы думаете, что обозначают цвета российского флага?

5 баллов
Б2. Перед вами фрагменты официальных гимнов России XIX – XX вв. Расставьте приведенные фрагменты гимнов в хронологической последовательности, укажите ключевые слова, по которым вы определили эпоху создания гимна.
А.  Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки великая Русь
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Б.  Боже, царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам,
Царствуй на страх врагам,
Царь православный,
Боже, Царя храни!
В.  Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и врагов!
Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим –
Кто был ничем, тот станет всем!
Г.  Отречемся от старого мира,
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам не нужно златого кумира,
Ненавистен нам царский чертог.
Мы пойдем к нашим страждущим братьям,
Мы к голодному люду пойдем,
С ним пошлем мы злодеям проклятья –
На борьбу мы его позовем.
Д.  Россия – священная наша держава,
Россия – священная наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
5 баллов

Часть В. Задание с развернутым ответом

В1. Напишите мини-сочинение – эссе, взяв в качестве эпиграфа одно из следующих высказываний.

«Архитектура – это застывшая музыка»
Берлиоз

«Я вижу сердцем так же, как и глазами»
К. Коро

«У художника две цели: человек и проявления его души»
Леонардо да Винчи

10 баллов



ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС

Фонетика и орфоэпия:
1.         Найдите слово, в котором количество звуков и букв совпадает:
Вьюга, агентство, уменьшить, ясный
2.         Расставьте ударения в словах:
водопровод, километр, прибыла, из развитых (языков), красивее, звонит 
3.        В каком слове выделенный согласный произносится твёрдо?
Тире, крем, музей, шинель
4.         Сколько мягких согласных звуков в пословице:
Не трудиться – хлеба не добиться?
Словообразование и орфография:
1. Обозначьте корни в однокоренных словах. Обоснуйте свой ответ.
Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в дальние страны,
А я не хочу улетать.
2.         Обозначьте состав слов:
зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик, заранее, двумястами.
3.         Каким способом образованы слова приход, вызов, полёт, переход?
4.         Какое слово «лишнее»?
Женитьба, свадьба, косьба, молотьба
Лексика:
1.         Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:
трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.
2.         Замените синонимами устаревшие слова:
 чело, ланиты, ветрило, перст, брань, глаголет, брадобрей.
3.         Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы:
на всех парусах, засучив рукава, одного поля ягоды, между двух огней.
Морфология. Синтаксис:
1.         Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?
Столовая закрыта. Дайте столовую ложку.
           Какой способ словообразования лежит в основе этого задания?
2.        В каком словосочетании неправильно выделено главное слово:
читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада, бежать по аллее, петь громко.
3.        Даны грамматические характеристики четырёх имён прилагательных. Найдите в одной из них ошибку.
А.  Имя прилаг., ж.р., ед.ч., В.п.
Б.   Имя прилаг., ср.р., ед.ч., П.п.
В.  Имя прилаг., м.р., мн.ч., И.п.
Г.   Имя прилаг., ж.р., ед.ч., Т.п.
Пунктуация:
1.         Найдите предложение без пунктуационных ошибок:
А. Все любят цирк, и взрослые, и дети.
Б.  Всегда учи уроки, и всё у тебя получится.
В.  «Сходи за хлебом» - попросила меня мама.
Г.  Что пристал ко мне, ты?
Комплексный анализ текста:
Прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подберите заголовок. Определите стиль текста. Какие типы речи соединены в данном тексте? Укажите изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения). Выпишите слова с чередующимися корнями, отметьте орфограмму. Найдите и выпишите предложения с пунктуационными ошибками, исправьте их, графически объясните постановку знаков препинания.
Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей, и отправляйся его берегом. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. Ручей журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся, лопаются и сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода собирается в струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.




ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


(ответы)


Фонетика и орфоэпия:
1.         Вьюга
2.         ВодопровОд, киломЕтр, прибылА, из развитЫх (языков), красИвее, звонИт 
3.        Тире
4.         5
Словообразование и орфография:
1.        Летят, перелетные,  улетать.
2.         Зелень-, вы-нос-лив-ость-, за-гор-а-л-и-сь, на-лад-чик-, огурч-ик-, за-ран-ее, дв-умя-ст-ами.
3.         бессуффиксным
4.         Свадьба
Лексика:
1.         Трасса-дорога, дискуссия-спор, авеню-улица, маэстро-музыкант, фиаско-поражение, шеф-начальник.
2.         Чело-лоб, ланиты-щёки, ветрило-парус, перст-палец, брань-битва, глаголет-говорит, брадобрей-парикахер.
3.         на всех парусах (быстро)-со всех ног, засучив рукава (старательно)-не покладая рук, одного поля ягоды (похожи)-два сапога пара или как две капли воды, между двух огней (между двух опасностей)-между Сциллой и Харибдой.
Морфология. Синтаксис:
1.         Столовая (сущ.-подлежащее) закрыта. Дайте столовую (прил.-определение) ложку.
           Переход слов из одной части речи в другую
2.        наша бригада
3.        В. 
Пунктуация:
1.         Б. 

Комплексный анализ текста:
Тема - лесной ручей.
Идея – лесной ручей-душа леса
Стиль – художественный
Тип – повествование и описание
Тропы – олицетворения: душа леса; вода встречает; ручей распускает пузыри; рождаясь, пузыри  
               мчатся
               сравнение: будто сжимает мускулы;
               эпитеты: белопенный ком, мучительная борьба
Корни с чередованием: разрастается, собирается, сжимает
Предложение с ошибкой – первое. Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся его берегом.

по русскому языку
         7-8 классы
                                                                                                      
1.Укажите слова, в которых произносятся звуки [а] и [и].
Молоко, поборы, теневой, серый, жилет, шинель, цикада, оборонять, мячи, сняться, тянуть, белесый.
2.Подберите к английским фразеологизмам русские эквиваленты.
А) Не стоит и пуговицы.
Б) Убить двух птиц одним камнем.
В) На другой стороне холма и трава зеленее.
Г) По самые локти.
Д) Что для одного - мясо, то для другого - яд.
Е) Просто, как упасть с бревна.
3. Почему в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово лук следует искать после слова лукавить, а в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, наоборот, слово лук предшествует словам лука, лукавец, лукавинка, лукавить?
4. В балладе «Василий Шибанов» Алексей Константинович Толстой передает речь князя Курбского так, чтобы она как можно больше напоминала эпоху Ивана Грозного. Что именно Курбский писал к Иоанну? Напишите «подстрочный перевод» письма Курбского с русского на русский.
«Безумный! Иль мнишь бессмертнее нас,
                                                  В небытную ересь прельщенный?
                                                  Внимай же! Придет возмездия час,
                                                  Писанием нам предреченный,
                                                  И аз, иже кровь в непрестанных боях
                                                  За тя, аки воду, лиях и лиях,
                                                  С тобою пред судьёю предстану».
                                                  (Так Курбский писал к Иоанну.)
5. Разберите по составу данные ниже слова и подтвердите ваш разбор словообразовательными цепочками.
Сногсшибательно, осточертеть, сутолока, понадобилось, добродетельный.
6. В каких словосочетаниях используются слова в переносном значении?
Натянутые нервы, развешанное белье, пилить учеников за отсутствие усердия, промчались годы, дети подросли, подбросить письмо, подвернулась интересная книжка, распилить бревно, вздернутый нос, отбросы общества, ответвление сюжета, отвести обвинения, наградить за отвагу, отрывок из сочинения, обломок старого быта, мухи облепили хлеб, наброситься на работу, лихорадочная деятельность.
7. Раскройте скобки, выбирая нужное написание.
А) Всеволод (Б, б)ольшое (Г, г)нездо, собака (Б, б)олонка, перец (Н, н)ежность.
Б) Володя всегда на стороне обиженных, он настоящий (Д, д)онкихот. Нынешние (Г, г)еростраты не пощадят великих человеческих творений, лишь бы оставить о себе память. У нас в саду три (Б, б)елых налива и пять (А, а)нтоновок.
В) Личный (Н, н)адин дневник, (К, к)сюшины друзья, (Л, л)омоносовские чтения, (К, к)онцертный (З, з)ал (И, и)мени П.И. Чайковского, (К, к)рестовые походы, (О, о)стров (С, с)вободы Куба.
8. Исправьте ошибки в приведенных словосочетаниях.
Заведующий базы, должность заведующего кафедры, оплатить за работу, посвятить жизнь на благо семьи, озабочен об оценках за четверть, предостеречь об опасности, нет туфлей, различать добро от зла, возразить замечанию, проводить аналогию двух команд.
9. Вставьте -н- или -нн-.
Смотрел рассея...о, облака рассея...ы, девочка рассея...а; мы взволнова...ы, девушка  красива, но избалова...а, мясо не прожаре...о, сердце измуче...о, общество раскова...о и весело, солдаты ране...ы в бою, процедура болезне...а.
10. Какие из приведенных слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.
Проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.
11. Какое слово пропущено в тексте? Сделайте вывод, какого вида подчинительной связи нет в современном болгарском языке?
Исчезли ... и в болгарском языке. У болгарского языка такой же предок, как и у русского, - праславянский язык. А ... в этом языке (да и в древнеболгарском, тексты на котолром сохранились) было не меньше, чем в русском. Судите сами: например, «стол» по-болгарски будет масса; «на стол» и «на столе» будет на масса; «под стол» и «под столом» - под масса, и так далее. Слово употребляется только в одной форме - совсем как в современном английском или французском языках.
12. В приведенном рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, после чего перескажите содержание этого текста от третьего лица в одном предложении.
Определите, какой частью речи являются выделенные слова.
Среди белых медведей.
   Однажды стоя на палуб... я заметил (в)дали высок...ю лед...(н,нн)ую гору на которой б...рахтал...сь два белых медведя.
   Я схватил ружье и прыгнул с корабля прямо на плывущ...ю льдину.
   Трудно было мне карабкаться по гладким как зеркало лед...(н,нн)ым утесам и скалам ежеминутно скатываясь (в)низ и рискуя провали(т,ть)ся в бе...до(н,нн)ую проп...с(?)ть но (не)смотря на пр...пя...ствия я добрался до вершины горы и подошел почти (в)плотную к медведям.
   И вдруг со мною случилось (не)счастье соб...раясь выстрелить я по(?)скользнулся на льду и упал (при)чем стукнулся головой об лед и в ту (же) минуту лишился сознания.
   Когда через (пол)часа сознание вернулось (ко) мне я чуть не вскрикнул от ужаса огромный белый медведь подмял меня под себя и разинув пас(?)ть готовился поужинать мною.
   Ружье мое лежало далеко на снегу.
   Впрочем ружье было тут бе...сполезно (так) как медведь всей своей тяж...стью нав...лился мне на спину и (не) давал шевельну(ть,т)ся.
   С большим трудом я вытащил из к...рмана мой маленький перочи(н,нн)ый нож...к и (не) долго думая отрезал медведю три пальца на задней ноге.
   Он зар...вел от боли и на минуту выпустил меня из своих страшных об...ят...й.
   Во...пользовавшись этим я (со)своей обычной храбростью подбежал к ружью и выстрелил в лютого зверя. Зверь так и рухнул в снег. 
13.  Придумайте текст радиорекламы орфографического словаря.











Комментариев нет:

Отправить комментарий