ГИА 2014

Уважаемые девятиклассники!
ГИА по русскому языку не за горами!   Предлагаю вам освежить свои знания, воспользовавшись предложенными на данной странице материалами.                                                       
1 часть
Итак,  в первой части вам предстоит написать сжатое изложение.Вот несколько советов.
Способы и приёмы сжатия текста
1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности.
2. Обобщение. Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.


- Познакомьтесь с инструкцией написания сжатого изложения.

Инструкция «Как писать сжатое изложение»
1.Выделите в тексте важные, необходимые мысли.
2.Найдите среди них главную мысль.
3.Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4.Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
5.Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
6.Обдумайте средства связи между частями.
7.Переведите отобранную информацию на «свой» язык.



ГИА 2013. Готовимся вместе!

С 2.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Примерные  сочинения-рассуждение

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так. Нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова он назвал не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Приведу примеры из текста.
Чтобы передать, что чувствовали дети, державшиеся близко друг к другу, автор использует разговорное слово «жмутся» (предложение 2).
А для определения состояния бедной матери, у которой отняли самое дорогое, письма погибшего сына, в предложении 52 писатель употребляет  градацию: «Он угас, умер, погиб…» Эта стилистическая фигура усиливает смысловое и эмоциональное значение того, что чувствовала пожилая женщина.
Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».(126 слов)
                                                                           ...

Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. Как захочет автор назвать тот или иной предмет,  действие, так и назовет, какое слово ему больше подходит из синонимического ряда, то и выберет. Обратимся к тексту.
  В предложении 5 нахожу многозначное слово «почин». У него есть более современные «одежки»- синонимы: «начинание», «инициатива». Но автору важно показать, насколько бездушно, «официально-нечеловечески» подходят школьники к порученному делу, и он использует явно незнакомое и непонятное детям слово «почин».

И в речи бабушки Анны Федотовны в предложении 28 присутствует официальное слово «документ». Так она называет самое дорогое, что осталось от сына, его письма. Но, общаясь  с так не по-детски настроенными детьми, пожилая женщина тоже начинает пользоваться словами, не свойственными ее речи. 
Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».(145 слов)
                                                    ... 
 Прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Прав потому, что русский язык очень богат. Многие слова в нем используются не только в прямом, но и переносном смысле. На этом свойстве языка основываются изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, которые помогают писателю достигнуть большей выразительности. Обратимся к тексту.
Так, в предложении 36 говорится о том, что мальчик зашептал «горячо и непонятно». Перед нами эпитеты, выраженные наречиями. Они помогают писателю передать волнение и страх подростка.

В предложении 53 нахожу ярчайшую метафору: «…их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…». Какие волнующие слова, характеризующие состояние бедной матери!
Таким образом, могу сделать вывод, что слово может не только назвать предмет или действие, но и передать любое состояние человека. Об этом писал поэт Я. Козловский:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.(162 слова)



Прочитайте текст и выполните задания А1 – А7; В1 – В9.

1) Войдите в уютный маленький зал Третьяковской галереи. (2) Там всегда людно. (3)Алексей Саврасов. (4) «Грачи прилетели»… (5)Подойдите ближе, и вы услышите, как звучит картина. (6) Ваш слух, несомненно, уловит музыку весны. (7)Звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берез, грачиный гомон. (8) Скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра и тихий благовест. (9) В стене зала будто вырублено светлое окно. (10)Изысканные колебания бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов. (11) Лучи солнца пробивают легкую пелену и бросают серо-голубые тени на снег. (12)Живопись холста многослойна. (13) Несмотря на его необычайно точное общее звучание, художник прибегает к деталировке картины, которую можно рассматривать часами. (14) Пейзаж до предела обжит. (15) Время оставило свои следы в выщербленных кирпичах колокольни, в отсыревших досках заборов, в покосившихся домах. (16) Все свидетельствует о неумолимом влиянии времени. (17) Кричат грачи, вьется сизый дымок из труб деревянного домика, мерцает весеннее солнце. (18) Во всей картине чувствуется влюбленность поэта-художника в природу России, и эта пристрастность передается вам. (19) Вы дышите еще морозным, колючим воздухом, слышите пение весны. (20) Весь холст полон удивительного внутреннего движения. (21) Бегут тени по снегу, дрожат отражения в проталинах, еле колышутся голые ветки берез, неспешно плывут перламутровые облака. (22) В картине нет манеры, нет претендующих на виртуозность приемов. (23) Язык холста прост до изумления, он почти коряв. (24) Это озарение, когда многолетняя школа, заученность руки – всё уступает биению сердца и тому восторгу, который сопровождает рождение шедевра. (25) Саврасов – лирик, и его «Грачи» – пример проникновения в самую суть, душу русской природы. (26) Прошло более ста лет со дня рождения «Грачей». (27) Бесконечно далеко то время, но жив тот благословенный мартовский миг, который озарил душу Саврасова и был запечатлен им на холсте. (28) Миг, остановленный на века! (29) И сегодня мы дышим воздухом той поры, мы слышим мелодичную песнь России. (30) «В России природа поет», – говорил Саврасов. (31) Идут тысячи людей через залы Третьяковки, останавливаются у картины «Грачи прилетели» и уходят просветленные, приобщившись к прекрасному. (32) Саврасов бесхитростно передал то, что до него было видано сотнями художников, – русскую природу… (по И. Долгополову)

Задания А1 – А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию даны четыре варианта ответов, из которых один только правильный.

А1.  В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему во всей картине чувствуется влюбленность поэта-художника в природу России?»
1.            (1) Войдите в уютный маленький зал Третьяковской галереи. (2) Там всегда людно.
2.            (15) Время оставило свои следы в выщербленных кирпичах колокольни, в отсыревших досках заборов, в покосившихся домах.
3.             (30) «В России природа поет», - говорил Саврасов.
4.            (23) Язык холста прост до изумления, он почти коряв. 
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «пелена» (предложение 11).
1.            покрывало
2.            сплошной покров, заволакивающий собой что-либо со всех сторон
3.            пеленки
4.            нижний край крыши; карниз
А3. Укажите вариант, в котором средством выразительности является эпитет.
1.            (21) Бегут тени по снегу, дрожат отражения в проталинах, еле колышутся голые ветки берез, неспешно плывут перламутровые облака.
2.            (25) Саврасов – лирик, и его «Грачи» - пример проникновения в самую суть, душу русской природы.
3.            (13) Несмотря на его необычайно точное общее звучание, художник прибегает к деталировке картины, которую можно рассматривать часами
4.            (24) Это озарение, когда многолетняя школа, заученность руки – всѐ уступает биению сердца и тому восторгу, который сопровождает рождение шедевра.
А4.  Укажите ошибочное суждение:
1. В слове БЕРЁЗ (пр.7)  буква З обозначает глухой согласный звук [с].
2. В слове БЕСХИТРОСТНО (пр.32) вторая буква Т обозначает непроизносимый согласный звук.
̉] обозначается буквой И. 3. В слове БИРЮЗОВЫХ (пр.10) мягкость согласного звука [б
4. В слове ДЕРЕВЯННОГО (пр.17) количество звуков и букв совпадает.
А5.  Укажите слово с чередующейся гласной.
1) мерцает          3) озарил
2) рождения        4) отражения
А6. В каком слове правописание приставки зависит от звонкости/ глухости последующего согласного?
1) отсыревших              3) останавливается
2) рассматривать          4) претендующий
А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) заученность              3) запечатлён
2) весеннее                  4) деревянный

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1 – в9 записывайте цифрами или словами.



В1. Замените слово «заученность» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Замените словосочетание «грачиный гомон» (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 26.
В4. Среди предложений 17-19 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
В5. В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.
 Подойдите ближе,(1) и вы услышите,(2) как звучит картина. (6) Ваш слух,(3) несомненно,(4) уловит музыку весны. (7)Звон капели(5), журчание воды в проталинах,(6) шорох ветвей берез,(7) грачиный гомон.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
В7. В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью .
Несмотря на его необычайно точное общее звучание,(1) художник прибегает к ювелирной деталировке картины,(2) которую можно рассматривать часами. Пейзаж до предела обжит. Время оставило свои следы в выщербленных кирпичах колокольни,(3) в отсыревших досках заборов,(4) в покосившихся домах.
В8.  Среди предложений 25-27 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В9. Среди предложений 15-17 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.


А1 – 4                                                   В1 - точность
                                                              В2 - гомон грачей
                                                             В3 - прошло более ста лет
                                                             В4 - 19
                                                             В5 - 3,4
                                                             В6 - 3
                                                             В7 - 2
                                                            В8 - 27
                                                            В9 – 17
А2 - 2
А3 - 1
А4 - 4
А5 - 3
А6 - 2
А7 - 4

 Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9.

(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.
(2)Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.
(3)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя
косичками – дочь лесника. (4)Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку.
– (5)Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.
– (6)Дагни, – вполголоса ответила девочка.
(7)Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. (8)Испугаться она не могла, так как глаза Грига смеялись.
– (9)Вот беда! – сказал Григ. – (10)Мне нечего тебе подарить. (11)Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. (12)Слушай, Дагни, я придумал. (13)Я подарю тебе одну интересную вещь. (14)Но только не сейчас, а лет через десять.
(15)Дагни даже всплеснула руками.
– (16)Ой, как долго!
– (17)Мне её ещё нужно сделать. (18)Я сделаю её, может быть, за
несколько дней, но такие вещи не дарят детям. (19)Я делаю подарки для взрослых, а ты ещё маленькая и многого не понимаешь. (20)А теперь давай корзинку, ты её едва тащишь. (21)Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом.
(22) Корзина действительно была тяжёлая, и Дагни, вздохнув, протянула её Григу.
(23)Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:
– (24)Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни.
– (25)Разве вы не зайдёте к нам?
– (26)Спасибо. (27)Сейчас мне некогда. (28)Прощай, Дагни!
…(29)Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет и она окончила
школу, отец отвёз её погостить к своей сестре в город. (30)Однажды Дагни с тётушкой отправилась на концерт. (31)Был тёплый июнь, стояли белые ночи, и концерты проходили в городском парке под открытым небом.
(32)Несмотря на вечер, ни дирижёр, ни оркестранты не включили лампочек над пультами.
(33)Дагни впервые слышала симфоническую музыку. (34)Она произвела
на неё странное действие. (35)Все переливы оркестра вызывали в Дагни множество картин, похожих на сны. (36)Потом она вздрогнула и подняла глаза. (37)Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.
(38)Тётушка смотрела на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением.
– (39)Что случилось? – спросила Дагни. (40)Тётушка схватила её за руку и прошептала:
– (41)Слушай!
(42)Тогда Дагни услыхала, как человек во фраке сказал:
– (43)Слушатели из последних рядов просят меня повторить. (44)Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая Дагни, дочери лесника, по случаю её восемнадцатилетия.
(45)Сначала она ничего не слышала. (46)Внутри у неё шумела буря.
(47)Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастушеский рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается, как эхо, струнный оркестр. (48)Мелодия росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами.
(49)Да! (50)Это была её родина, её горы, песни рожков, шум её моря!
(51)Так значит, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант! (52)Так вот какой подарок он обещал сделать ей через десять лет!
(По К. Паустовскому)1
1Паустовский Константин Георгиевич (18921968) – русский писатель, мастер романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Эдвард Григ сказал, что сделает Дагни подарок только через десять лет?»
1) У Эдварда Грига не было в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
2) Эдвард Григ считал, что подарки надо делать только на день
рождения.
3) Эдварду Григу нужно было много времени, чтобы подготовить подарок для Дагни.
4) Дагни должна была повзрослеть, чтобы понять серьёзную музыку.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «открытым»
(предложение 31).
1) ничем не заслонённый
2) искренний, откровенный
3) явный, прямой
4) внешне заметный
А3. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.
2) Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения.
3) Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря.
4) Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.
А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ОТВЁЗ (пр.10) буква З обозначает глухой согласный [с]
2) В слове БЕЛЫЕ 5 букв, 5 звуков.
3) В слове СДЕЛАТЬ первый звук [з]
] обозначена буквой И. 4) В слове ПОДАРИТЬ мягкость согласного звука [р
А5. Укажите слово с чередующейся гласной.
1) показался                  3) собирала
2) горные                       4) откликается
А6. В каком слове приставка пишется всегда одинаково?
1) вздохнув             3) всплеснула
2) сделать                4) вздрогнула
А7. В каком слове  правописание суффикса определяется правилом: «В причастии пишется НН, если есть приставка кроме НЕ»?
1) особенно               3) истинный
2) струнный              4) посвящённый
Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы  к заданиям В1 – В9 записывайте цифрами или словами.
В1. Замените разговорное слово «почудилось» в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Замените словосочетание «еловые шишки» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 44.
В4. Среди предложений 49–52 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Я сделаю её,(1) может быть,(2) за несколько дней,(3) но такие вещи не дарят детям. Я делаю подарки для взрослых,(4) а ты ещё маленькая и многого не понимаешь.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 2.
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет и она окончила школу,(1) отец отвёз её погостить к своей сестре в город. Однажды Дагни с тётушкой отправилась на концерт. Был тёплый июнь,(2) стояли белые ночи,(3) и концерты проходили в городском парке под открытым небом. Несмотря на вечер,(4) ни дирижёр,(5) ни оркестранты не включили лампочек над пультами.
В8. Среди предложений 45–48 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения
В9. Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


                                                    Ответы
А1-4 


А2-1 


А3-3 


А4-2


А5-3 


А6-2 


А7-4 

В1-послышалось 



В2-шишки ели 


В3-пьеса будет исполнена 


В4-51 


В5-1,2 


В6-4 


В7-3 


В8-47 


В9-2

 Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9.

(1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна, последняя. (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на крохотном островке в Балтийском море, где советские воины отбивали непрерывные атаки немцев.
(4)Война застала на острове нескольких актёров – мужчин и женщин.  (5)Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. (6)Ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.
– (7)Хорошо, – скажете вы, – в темноте, конечно, можно расслышать пение или музыку, но непонятно, как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу. (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?
(9)Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и
выдумки. (10)Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров узкие лучи карманных электрических фонариков, и лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое в зависимости от того, кто из актёров в это время говорил.
(11)На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.
(12)Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда, что лежала на краю моря, как забытый маяк.
(13)…Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. (14)На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям.
(15)Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос ответил:
– (16)А Паганини играл и на одной струне…
(17)Паганини! (18)Разве Егоров мог равняться с ним, с великим
музыкантом!
(19)Всё же он медленно поднял скрипку к плечу. (20)Звезда спокойно горела на краю залива. (21)Свет её не мерцал, не переливался, как всегда.
(22)Егоров заиграл, и неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.
(23)Тотчас вспыхнули электрические фонарики. (24)Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. (25)Играть было легко, будто сухие, лёгкие пальцы Паганини водили по изуродованной скрипке.
(26)В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.
(27)И последняя струна, действительно, не выдержала силы звуков и порвалась. (28)Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. (29)Скрипка замолчала надолго. (30)И свет фонариков погас.
(31)Толпа слушателей только вздохнула.
(32)Егорову не на чем было играть, он стал обыкновенным бойцом
в обыкновенном отряде. (33)И во время одного ночного боя отдал свою жизнь за Родину.
(34)Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое
байковое одеяло и передали лётчику, улетавшему в Ленинград.
(35)В Ленинграде лётчик отнёс скрипку известному дирижёру. (36)Тот взял её двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.
– (37)Я передам её лучшему скрипачу нашего оркестра, – сказал лётчику дирижёр.
(38)Где теперь эта скрипка – я не знаю. (39)Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами. (40)Она играет, заставляя сердца слушателей дрожать, потому что в каждом сердце есть струна, которая обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.
(По К. Паустовскому)1
1Паустовский Константин Георгиевич (18921968) – русский писатель, мастер романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Егоров стал играть на одной струне?»
1) «Играть было легко, будто сухие, лёгкие пальцы Паганини водили по изуродованной скрипке».
2) Егоров захотел соперничать в мастерстве с Паганини.
3) Егоров хотел оказаться в центре зрительского внимания, чтобы на него «наводили лучи фонариков».
4) В тяжёлые военные будни людям нужна была музыка, и Егоров не мог обмануть их ожидания и разочаровать зрителей.
А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «отбивать» (предложение 5).
1) вернуть себе силой
2) ударами размягчить
3) удалить, распространить
4) отразить встречным ударом
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.
2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.
3) Скрипка замолчала надолго.
4) И свет фонариков погас.
А4  Укажите ошибочное суждение.
1) В слове  АКТЁРЫ (пр.7) буква Ё обозначает один звук.
2) В слове ОТДАЛ (пр.33) буква Т обозначает звонки согласный звук [д].
3) В слове КАРМАННЫХ (пр.10) количество звуков и букв совпадает.
4) В слове ИЗВЕСТНОМУ (пр.35) согласный звук  [т] является непроизносимым.
А5  Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
1) задрожало        3) равняться
2) положили          4) росла
А6 В каком слове правописание приставки зависит от её значения?
1) вспыхнули                3) непрерывные
2) отбивали                   4) вспыхнули.
А7  В каком слове правописание суффикса подчиняется правилу
«В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
1) неожиданно           3) раненые
2) карманных             4) изуродованной

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на  задания В1 – В9 записывайте цифрами или словами

В1 Замените разговорное слово «крохотный» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
B2  Замените словосочетание «струны на скрипке» (предложение 1),построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
В3  Выпишите грамматическую основу предложения 8.
В4  Среди предложений 32–36 найдите предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.
В5  В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
– Хорошо,(1)– скажете вы,(2) – в темноте,(3) конечно,(4) можно слушать
пение или музыку,(5) но непонятно,(6) как актёры ухитрялись разыгрывать
спектакли в ночном лесу.

В6  Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
В коротком антракте войны,(1) в глухом лесу,(2) где пахло гарью,(3) звенела и росла мелодия Чайковского,(4) и от её томительного напева,(5)казалось,(6) разорвётся,(7) не выдержит сердце.
В8 Среди предложений 10–14 найдите сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения
В9   Среди предложений 35–40 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.



                               Ответы
А1 - 4
А2 - 4
А3 - 3
А4 - 3
А5 - 1
А6 - 3
А7 - 1
В1 - маленький
В2 - скрипичные струны
В3 - зрители могли увидеть
В4 - 34,36
В5 - 3,4
В6 - 4
В7 - 4
В8 - 12
В9 - 36






Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9.

(1)Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта. (2)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и о его личной судьбе. (3)Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант. (4)Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений. (5)Как бы то ни было, зал был набит битком. (6)Свободных мест не было.
(7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. (8)Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.
– (9)Не мудрено, что он производит такое потрясающее впечатление, – говорил в толпе какой-то человек своему соседу. – (10)У него, по-моему, замечательно драматическая наружность.
(11)Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному. (12)Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации*, которая лилась из-под рук слепого музыканта. (13)Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкой струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом. (14)Казалось по временам: то буря гулко гремит в небесах, раскатываясь в бесконечном просторе, то лишь степной ветер звенит в траве, на кургане, навевая смутные грёзы о минувшем.
(15)Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадный зал. (16)Слепой сидел с опущенною головой, прислушиваясь к этому грохоту. (17)Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам – многолюдный зал мгновенно притих.
(18)В эту минуту вошёл старик, внимательно оглядел толпу, охваченную одним чувством, направившую на слепого горящие взгляды. (19)Он слушал и ждал: больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал он живую драму этих звуков.
(20)Ему казалось, что эта могучая, свободно льющаяся из души музыканта импровизация вдруг оборвётся тревожным, болезненным вопросом, который откроет новую рану в душе слепого. (21)Но звуки росли, крепли, становились всё более и более властными, захватывали сердце замиравшей толпы.
(22)И вдруг сердце старика упало. (23)Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон. (24)Вырвался, прозвенел и замер. (25)Но это уже были не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание. (26)На глазах старика появились слёзы. (27)Слёзы были и на глазах его соседей.
– (28)Он прозрел, да, это правда, – он прозрел, – думал старик. – (29)Вместо эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни.
(30)Среди яркой и оживлённой мелодии, счастливой и свободной, как степной ветер, и, как он, беззаботной, среди пёстрого и широкого гула жизни, среди то грустного, то величавого напева народной песни всё чаще, всё настойчивее и сильнее прорывалась какая-то за душу хватающая нота.
(31)Казалось, будто удар разразился над толпою, и каждое сердце дрожало, как будто он касался его своими быстро бегающими руками. (32)Он давно уже смолк, но толпа хранила гробовое молчание.
(33)Старик всё ниже опускал голову. (34)Он сделал своё дело, он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой…
*Импровизация – создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения.
(По В. Короленко) 1

Короленко Владимир Галактионович (1853–1921) – писатель, журналист, публицист. Основные произведения – «История моего современника», «В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля», «Слепой музыкант».

Задания A1–A3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А3 даны 4 варианта ответа, из которых один правильный.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старик решил, что музыкант “прозрел”?»
1) Музыкант стал видеть.
2) Музыкант стал эгоистом, и его не тревожили чувства окружающих. 
3) Музыкант черпал вдохновение в народной мелодии.
4) Музыкант перестал замыкаться в собственном горе, и в его душе появилось ощущение жизни.
А2.  Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово
« глубокая» (предложение 7).
1) недоступная, скрытая
2) полная, абсолютная
3) очень давняя
4) касающаяся сущности каких-либо явлений
А3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта.
2) И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон.
3) Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему- то особенному, непривычному.
4) Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.
А4. Укажите неверное суждение.
1) В слове СЕРДЦЕ (пр.21)  согласный звук [д] является непроизносимым.
2) В слове ВСЁ (пр.30) первый звук - [ф].
3) В слове ОПУЩЕННОЮ (пр.16) звуков больше, чем букв.
4) В слове СВЯЗЬ (пр.12) происходит оглушение звонкого согласного звука.
А5. Укажите слово с чередующейся гласной.
1) хранила                  3) касался
2) навевая                   4) прозвенел
А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполное действие»?
1) непривычных              3) признал
2) притих                         4) природа
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В наречиях пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано»?
1) похищен               3) неподвижны
2) болезненный         4) мгновенно
Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на  задания  В1 – В9 записывайте цифрами или словами.
В1.Замените разговорное словосочетание «набит битком» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. ВЗамените словосочетание «народная мелодия» ( предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.  Напишите получившееся словосочетание
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 6.
В4. Среди предложений 7–11 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
– Не мудрено, (1) что он производит такое потрясающее впечатление, (2) – говорил в толпе какой-то человек своему соседу. – У него, (3) по-моему, (4) замечательно драматическая наружность. Действительно, (5) и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, (6) и неподвижные глаза, (7) и вся его фигура предрасполагали к чему-то особенному, (8) непривычному.

В6.Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
В7.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Ему казалось, (1) что эта могучая, (2) свободно льющаяся из души музыканта импровизация вдруг оборвѐтся тревожным, (3) болезненным вопросом, (4) который откроет новую рану в душе его слепого питомца.
В8. Среди предложений 1–8 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения
В9. Среди предложений 15–19 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.



Уважаемые девятиклассники, вас  расстроило то, что в демоверсии произошли изменения? Успокойтесь,  прочтите подробный анализ демоверсии, данный Мариной Анатольевной, учителем русского языка и литературы МОУ "СОШ № 99" г. Омска в её блоге " По уши в ГИА".




Задание С1 (часть 1)

В части 1 задании С1 (сжатое изложение) изменились требования к объёму изложения: в 2012 году он должен составлять не менее 70 слов (прежнее требование - не менее 90 слов).

В 2 раза снизилось количество слов и в тексте для прослушивания (было около 260, стало около 130).

Количество микротем тоже сократилось: было 4, стало 3.

Уровень А (часть 2)

Увеличилось количество заданий уровня А, их стало 7 (было всего 3) за счёт добавления следующих вопросов:
  • 3 по орфографии (перенесены из уровня В), 
  • по фонетике (в прошлогоднем тесте ГИА задание по фонетике отсутствовало).
Вот так выглядят эти задания в проекте КИМа 2012:
А4  Укажите ошибочное суждение.
1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предложение 5) согласный звук [т] является
непроизносимым.
2) В слове ВХОДЯ (предложение 1) первый звук – [ф].
3) В слове ДОСТАНЬТЕ (предложение 16) мягкость согласного [н’] на
письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове СЕРЬЁЗНОГО (предложение 1) звуков больше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) подивилась
2) вклинилась
3) касаются
4) написал

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением –
«приближение»?
1) пришли
2) привычный
3) прикрыла
4) прислушалась

А 7 В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) бесценные
2) сосредоточена
3) напряжённо
4) деревянная


Формулировка заданий А1-А3 осталась прежней. Напомню, что 
  • задание А1 ориентировано на понимание смысла текста, 
  • задание А2 - на определение лексического значения указанного слова, 
  • задание А3 - на знание средств речевой выразительности.
 Уровень В (часть 2)

Количество заданий уровня В уменьшилось на 5 (было 14, стало 9).
Это вызвано тем, что  
  • задания по орфографии в упрощённом виде перенесли на уровень А, 
  • уменьшили количество вопросов по пунктуации.

В связи с этим изменилась очерёдность заданий экзаменационного теста 2012 года по сравнению с тестом 2011 года. Без изменения остался лишь порядок заданий:
  • В1 (замена указанного слова стилистически нейтральным синонимом),  
  • В5 (вводные слова),
  • В7 (СПП).

Задание С2 (часть 3)


Изменились требования к объёму сочинения: в 2012 году минимальный объём сочинения должен составлять не менее 70 слов (прежнее требование - не менее 50 слов).

Иначе выглядит задание С2.1 (изменения подчёркнуты):

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Аргументируя свой
ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему
лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком.




Формулировка задания С2.2 осталась прежней.
Выводы
А теперь, подводя итог изложенному выше, ответим на вопрос: экзаменационный тест по русскому языку 2012 года стал сложнее или проще? 


1. На мой взгляд, намного проще стала формулировка заданий по орфографии, т.к. теперь не надо искать нужное слово в указанных предложениях текста, достаточно выбрать одно слово из четырёх предложенных. 

2. Добавилось задание по фонетике, но, надеюсь, проблем с ним у выпускников не будет, задание лёгкое. 


3. Объём изложения снизили до 70 слов. На первый взгляд, это не упрощает задачу выпускника, а усложняет, т.к. со сжатием текста многие девятиклассники испытывают трудности. Но здесь необходимо также учесть и то, что стал меньше не только объём изложения, но и объём текста для прослушивания. Причём, если количество слов в изложении уменьшилось всего лишь на 20, то число слов в тексте для прослушивания -  вполовину. Это меняет ситуацию. Ведь текст легче сократить в 2 раза, чем в 3!

Что может усложнить данный вид экзаменационной работы, так это замена чтения текста учителем на аудиозапись. В соответствии с  инструкцией текст для прослушивания звучит в течение 2,5 - 3 минут. Темп достаточно быстрый (сравните: учитель читает текст на протяжении 10 минут). Сомневаюсь, что все выпускники смогут успешно выполнить данное задание при таких условиях. Следует также учесть, что стиль текста, как правило, не повествовательный, содержание которого уловить значительно проще, а  публицистический.

Вы можете прослушать аудиозапись текста для изложения на этом сайте и сделать собственные выводы.
4. Увеличение минимального объёма сочинения связано с сокращением минимального количества слов в сжатом изложении.  Суммарный объём сочинения и изложения по-прежнему должен составлять не менее 140 слов. Ранее он складывался из чисел 90 и 50, теперь - 70 и 70.  Этот момент очень важен, потому что если суммарный объём сочинения и изложения будет составлять 70-139 слов, то при оценке грамотности по каждому из критериев не ставится больше 1 балла.
Ну а если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям грамотности оценивается 0 баллов.

Для начитанных ребят с развитой речью увеличение объёма задания С, думаю, не очень огорчит, т.к. их сочинения обычно в 2 , а то и в 3 раза больше. Скорее всего, не порадуются те выпускники, которые не могут похвалиться многословием и красноречием.  Но таковы новые правила.
5. Задание С2.1, на мой взгляд, заметно усложнили. Если раньше оно звучало более конкретно и понятно для выпускников, то сейчас его формулировка может смутить многих ребят, потому что она не содержит прямого вопроса по лингвистике (Для чего нужны знаки препинания? Какова роль запятых в письменной речи? и т.п.) Теперь перед ребятами стоит другая задача: не только прокомментировать слова лингвиста, но и подтвердить свой ответ двумя примерами из прочитанного текста, иллюстрирующими лексические и грамматические явления.  
Таким образом, однозначно ответить на вопрос о том,  сложнее или проще стал КИМ-2012, нельзя, т.к. некоторые задания экзаменационной работы упростили (уровень А и В), а некоторые усложнили (С1 и С2.1).

В заключение хочу напомнить о том, что КИМ -2012 - пока всего лишь проект, который находится на стадии обсуждения. Утвердят ли его или внесут другие изменения? Об этом мы скоро узнаем!

Читайте также: ГИА-2012: проект шкалы перевода баллов в отметки

Пройти ДЕМО-2012 в режиме онлайн вы можете на этом сайте

Пройдите по ссылке: Анализ проекта ГИА 2012!



Итак, приступим!
 С1.1. Пишем сжатое изложение.
 Приёмы сжатия текста. 





источник:http://www.proshkolu.ru/user/ahm-anu/folder/174783/



1. В демоверсию ГИА 2012 включено задание по фонетике. 
А.4.Фонетика. Звуки и буквы.
Фонетический анализ слова
Задание сформулировано следующим образом:
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предложение 5) согласный звук [т] является
непроизносимым.
2) В слове ВХОДЯ (предложение 1) первый звук – [ф].
3) В слове ДОСТАНЬТЕ (предложение 16) мягкость согласного [н’] на
письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове СЕРЬЁЗНОГО (предложение 1) звуков больше, чем букв.

А какие ещё формулировки заданий по фонетике можно встретить?
1. Определить, в каком слове букв больше, чем звуков.
2. В каком слове букв меньше, чем звуков?
3. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
4. В каком слове 3 (4,5) согласных звуков?
5. В каком слове произносится гласный […]?
6. В каком слове произносится согласный звук […]?
7. В каком слове произносится твёрдый звонкий шипящий согласный? (Или дается другая конкретная характеристика звука)
8. В каком слове все согласные звуки мягкие?
9. В каком слове происходит озвончение (или оглушение) согласного звука?
10. Отметьте неверную характеристику звука.
Чтобы справиться с любым из перечисленных заданий, вы должны безукоризненно знать минимум теории. Это уровень начальной школы. Вспоминаем теорию вместе

Будет полезно познакомиться с теоретическим материалом: Фонетика .
 Предлагаю посмотреть презентацию Задание А4 ГИА 2012

А теперь выполните тестовые задания:  
1.Тест по фонетике
Тест составлен по материалам вариантов ГИА


1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) Семья
2) Ёж
3) Мёд
4) Лень
2. В каком слове количество звуков и букв совпадает?
1) Юный
2) Съешь
3) Даль
4) Йод
3. В каком слове 4 звука?
1) Шьёшь
2) Лён
3) Поют
4) Ядро
4. В каком слове последний звук - мягкий согласный?
1) Молодёжь
2) Восемь
3) Наш
4) Заяц
5. В каком слове последний из согласных звуков - твёрдый?
1) Лыжи
2) Дверь
3) Плющ
4) Май
6. В каком слове последний звук - звонкий согласный?
1) Медь
2) Нрав
3) Сторож
4) Мой
7. В каком слове последний звук - твёрдый глухой согласный?
1) Обычай
2) Сон
3) Плов
4) Ключ
8. В каком слове первый звук - мягкий звонкий согласный?
1) Есть
2) Жесть
3) Цель
4) Хитрый
9. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) Ниже
2) Учащийся
3) Лечиться
4) Оценить
10. Укажите ошибку в характеристике звука, входящего в слово "сдаёшь".
1) Первый звук - согласный, звонкий, твёрдый
2) Второй звук - согласный, звонкий, твёрдый
3) Третий звук - гласный [а], безударный
4) Четвёртый звук - согласный, звонкий, мягкий
5) Пятый звук - гласный [o], ударный
6) Шестой звук - согласный, глухой, мягкий
11. В каком слове или сочетании звучит согласный [c]?
1) С горы
2) Резче
3) Вязкий
4) Семь
12. В каком (-их) слове(-ах) есть гласный [ы]?
А) щит, б) цирк, в) ключи, г) мединститут
1) а,б
2) б
3) б,г
4) в,г
13. В каком слове есть гласный [a]?
1) частушки
2) пряник
3) тянуть
4) площадь
14. В каком слове есть гласный [o]?
1) обычай
2) яблоко
3) включенный
4) современное
15. В каком слове все согласные твёрдые?
1) часто
2) ружьё
3) шарик
4) пушнина
16. В каком слове все согласные мягкие?
1) щавель
2) веришь
3) живёте
4) репетиция
17. В каком слове (сочетании) все согласные глухие?
1) из всех
2) от десяти
3) под откос
4) свисток
18. В каком примере проявляется "оглушение" согласного?
1) ответ
2) просьба
3) робкий
4) над ёлкой
19. В каком (-их) примере(-ах) проявляется "озвончение" согласного?
А) от ветра б) от берега в) вокзал г) с юга
1) а,б
2) б,в
3) в
4) в,г
20. В каком слове нет звука [c]?
1) освоить
2) перелез
3) безвкусица
4) сердится
21. В каком слове произносится согласный [д]?
1) дело
2) отбросил
3) подкова
4) семнадцать
22. В каком слове произносится гласный [a]?
1) счастливый
2) рябины
3) людям
4) пятый


23. В каком слове все гласные пишутся в соответствии с произношением?
1) циркуль
2) облако
3) овцы
4) море
24. В каком слове или сочетании нет звука [ы]?
1)межинститутский
2) к итогам
3)цирк
4) чисто
25. В каком слове нет звука [з]?
1) сдать
2) езда
3) езжу
4) вокзал
26. В каком слове нет согласного звука [j]?
1) почтальон
2) полёт
3) поёт
4) вьётся
27. В каком примере произносится звук [и]?
1) к Игорю
2) с Ирой
3) на иконах
4) без идей
28. В каком слове нет звука [c ']?
1) тесьма
2) гвоздь
3) удивиться
4) улыбайся
29. В каком слове написание соответствует произношению гласных и согласных?
1) считаю
2) исполнил
3) близкий
4) разжать
30. Выпишите из данного отрывка слово, в котором произносится согласный [c].
Фрагменты книги Гинзбурга, как мне кажется, позволяют представить масштабы личности учёного и то, что он сделал в науке. Конечно, это лишь капля из великого океана, но и по ней можно судить, как велик и могуч этот океан.
2.Тест по теме «Готовимся к ГИА. Задание А4. Фонетический анализ слова» за 9 класс
1. Укажите ошибочное суждение.



2. Укажите ошибочное суждение.



3. Укажите ошибочное суждение.



4. Укажите ошибочное суждение.



5. Укажите ошибочное суждение.



6. Укажите ошибочное суждение.



7. Укажите ошибочное суждение.



8. Укажите ошибочное суждение.



9. Укажите ошибочное суждение.



10. Укажите ошибочное суждение.





2. Работа над частью С 2.2








Комментариев нет:

Отправить комментарий